О НПХ Владимиро-суздальских узорах
ООО «НХП Владимиро-Суздальские узоры» — является главным приемником традиционного декоративно-прикладного искусства Суздальской земли. Наша мануфактура является ключевым брендом сувенирной продукции региона, а мастера фабрики — миниатюры, используя исключительно ручной труд, создают сказочной красоты изделия из дерева с росписью по всем канонам древнего ремесла. Среди наших изделий: мебель, игрушки, посуда и утварь. Наша роспись -поистине краснокнижное ремесло, на сегодняшний день осталось всего десять матеров, работающих в традиционной технике.
Традиционные мотивы охватывают растительные орнаменты: ягоды рябины, цветы ромашки и маков. Филигранно создаваемые аутентичные цветочно — ягодные орнаменты в охристой цветовой гамме от мануфактуры «Владимиро-Суздальские узоры» сегодня украшают уникальные изделия из липы, ольхи, березы. Помимо производства, мануфактура занимается обучением, предлагая разнообразные образовательные программы, воркшопы и мастер-классы.
ООО «НХП Владимиро-Суздальские узоры» — является главным приемником традиционного декоративно-прикладного искусства Суздальской земли. Наша мануфактура является ключевым брендом сувенирной продукции региона, а мастера фабрики — миниатюры, используя исключительно ручной труд, создают сказочной красоты изделия из дерева с росписью по всем канонам древнего ремесла. Среди наших изделий: мебель, игрушки, посуда и утварь. Наша роспись -поистине краснокнижное ремесло, на сегодняшний день осталось всего десять матеров, работающих в традиционной технике.
Традиционные мотивы охватывают растительные орнаменты: ягоды рябины, цветы ромашки и маков. Филигранно создаваемые аутентичные цветочно — ягодные орнаменты в охристой цветовой гамме от мануфактуры «Владимиро-Суздальские узоры» сегодня украшают уникальные изделия из липы, ольхи, березы. Помимо производства, мануфактура занимается обучением, предлагая разнообразные образовательные программы, воркшопы и мастер-классы.
Наша история
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии. Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В. Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Известны вятские, тверские, марийские, мордовские расписные матрешки. Искусство росписи матрешки шагнуло за пределы России, центры по ее росписи появились на Украине и в Белоруссии. Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъема национального самосознания, когда в обществе все настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к матрешке в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль».
По сей день матрешка остается символом материнства, плодородия, поскольку матрешка с многочисленным матрешкиным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим матрешечником из Сергиева Посада В. Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленутого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезенной с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.
Изготовление матрешки По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых — известных русских промышленников и меценатов — то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с «сюрпризом», — она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка — от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская «Детское воспитание» А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад — крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица». Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала.
Повлияли на это и известные русские сезоны С. П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться «загорским». «Загорский стиль» — подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты — сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С. В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый «брендеевский» стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: «бычок в камергерском костюме»). При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3−4 цвета — красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий — с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер.
Изготовление матрешки По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых — известных русских промышленников и меценатов — то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с «сюрпризом», — она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка — от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская «Детское воспитание» А. И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В. П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад — крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица». Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала.
Повлияли на это и известные русские сезоны С. П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться «загорским». «Загорский стиль» — подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты — сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С. В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый «брендеевский» стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: «бычок в камергерском костюме»). При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3−4 цвета — красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий — с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер.
Производство
Фото взято из интернета
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью.
Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась.
Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов — ножом и стамесками различной длины и конфигурации.
Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с легкостью.
Как правило, материалом для матрешки служат такие породы деревьев, как липа и береза. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают обычно ранней весной, очищают от коры, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры для того, чтобы при сушке древесина не трескалась.
Подготовленные таким образом бревна укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для прохождения воздуха. Обычно заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе несколько лет, чтобы довести ее до определенной кондиции, не допуская пересушки или недосушки. Для того, чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов — ножом и стамесками различной длины и конфигурации.
О народных промыслах
В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних Сергиево-Посадских «семейных» матрешек, современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи, представители различных национальностей, служители культа.
В настоящее время русская матрешка переживает своеобразный ренессанс, связанный, по-видимому, с тем огромным интересом в мире к России, начавшимся в ней переменам в экономической, социальной и культурной жизни. Традиционный тип сергиево-посадской матрешки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрешек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, лукошками, различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
Возродился и классический образец матрешки с многочисленной семьей. При этом главной матрешкой часто является образ мужчины, главы семейства, представленного со своим потомством. Утратив серьезность и репрезентативность ранних Сергиево-Посадских «семейных» матрешек, современный тип матрешки-семьи, поданный художником с известной долей юмора, приобрел вместе с тем теплую и уютную атмосферу большой дружной семьи. По-прежнему наиболее популярными остаются колоритные персонажи, представители различных национальностей, служители культа.
Большой любовью у ценителей русского народного искусства пользуется исторический тип матрешки: бояре и боярышни, представители дворянства и купечества дореволюционной России. Пышные, богатые в декоративном отношении одежды исторических персонажей дают возможность художникам разнообразить и декоративные решения росписи матрешек. Это могут быть матрешки в древнерусском сарафане, тщательно выписанном художником со строгим соблюдением этнографических подробностей народной одежды.
Новым для искусства русской матрешки стало обращение к традициям иконописи. Как правило, в решении образов богоматери, Иисуса Христа, апостолов и святых художники используют иконописную технику. Рассматривая матрешку как некую изобразительную поверхность, они стремятся написать на ней икону, а не облечь матрешку в одежды того или иного изображаемого святого. Характерная черта искусства современной авторской матрешки - ее живописность. Использовать матрешку как поверхность, на которой художник размещал бы то или иное изображение, будь то сказка или пейзаж, пытались еще на рубеже веков во времена становления искусства русской матрешки.
По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.
По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых изображены памятники архитектуры. Такая кукла-матрешка представляет собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или иного исторического места. Часто используются известные картины русских художников-пейзажистов: А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, В. М. Васнецова. Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с национальным своеобразием России. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.
Отдельные мастера из Семенова используют в росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово», матрешки «под Палех». Любимым персонажем авторской матрешки остается русская женщина. На первый взгляд может показаться, что к этому традиционному образу трудно что-либо добавить. Но современный художник извлекает из него неожиданную свежесть, отдаваясь игре воображения. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных артистов, спортсменов. Роспись матрешки как бы вбирает в себя все яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением общества, происходящими в России в конце XX столетия.
Владимиро — Суздальские узоры существовали как кустарное прозводство сотни лет, до те пор пока Николай Александрович Демидов, преподаватель и мастер владимирского строительно-художественного лицея (тогда художественного ремесленного училища № 1, основанного в 1945 году во Владимире) не обратился в областной исполком с предложением открыть фабрику. Он пользовался большим уважением среди коллег и учеников, считался талантливым мастером и всегда старался трудоустроить своих воспитанников. Власть отреагировала быстро, уже осенью того же года вышел приказ № 174 областного управления местной промышленности об основании опытно-экспериментальной фабрики. Благодаря труду шести мастеров-художников впервые возникла новая школа росписи по дереву (запомним их имена: Б. Н. Лебедев, А. М. Мельников, А. Н. Демидов, В. Лукьянов, А. Васин, И. Медведев). Все новые образцы и эскизы изделий рассматривались на художественном Совете фабрики, в состав которого входили высококвалифицированные специалисты изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Находясь в самом центре туристического потока, фабрика стала быстро расти, к 1980 году здесь трудилось уже около 100 человек. Высокое качество продукции было во многом достигнуто благодаря тесному сотрудничеству со специалистами из НИИХП, который курировал всю кустарную промышленность страны. На фабрике была принята традиционная система росписи по дереву: на локальном фоне размещался растительный узор, выполненный в контрастном сочетании красного, черного и зеленого цветов. На фабрике сначала работали выпускники упомянутого ранее художественного училища № 1 и ГПТУ № 15. Позже мастера других училищ, в частности, главным художником долгое время был Евгений Носков, ученик мстёрской школы. Но от простого копирования сразу отказались. Стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучение владимирских памятников архитектуры: резьбы белокаменных соборов города, деревянной пропильной.
Владимиро — Суздальские узоры существовали как кустарное прозводство сотни лет, до те пор пока Николай Александрович Демидов, преподаватель и мастер владимирского строительно-художественного лицея (тогда художественного ремесленного училища № 1, основанного в 1945 году во Владимире) не обратился в областной исполком с предложением открыть фабрику. Он пользовался большим уважением среди коллег и учеников, считался талантливым мастером и всегда старался трудоустроить своих воспитанников. Власть отреагировала быстро, уже осенью того же года вышел приказ № 174 областного управления местной промышленности об основании опытно-экспериментальной фабрики. Благодаря труду шести мастеров-художников впервые возникла новая школа росписи по дереву (запомним их имена: Б. Н. Лебедев, А. М. Мельников, А. Н. Демидов, В. Лукьянов, А. Васин, И. Медведев). Все новые образцы и эскизы изделий рассматривались на художественном Совете фабрики, в состав которого входили высококвалифицированные специалисты изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Находясь в самом центре туристического потока, фабрика стала быстро расти, к 1980 году здесь трудилось уже около 100 человек. Высокое качество продукции было во многом достигнуто благодаря тесному сотрудничеству со специалистами из НИИХП, который курировал всю кустарную промышленность страны. На фабрике была принята традиционная система росписи по дереву: на локальном фоне размещался растительный узор, выполненный в контрастном сочетании красного, черного и зеленого цветов. На фабрике сначала работали выпускники упомянутого ранее художественного училища № 1 и ГПТУ № 15. Позже мастера других училищ, в частности, главным художником долгое время был Евгений Носков, ученик мстёрской школы. Но от простого копирования сразу отказались. Стали искать свою манеру письма, которая базировалась на глубоком изучение владимирских памятников архитектуры: резьбы белокаменных соборов города, деревянной пропильной.
Познакомьтесь с нашими изделиями
Контакты
г. Суздаль, Промышленная улица, 16А